Индикаторы

14042020.jpeg
Если в организации успешно действует группа-мошенников, то как правило они прикладывают максимальные усилия для того, чтобы их действия оставались тайными. Поступивший на горячую линию звонок о том, что какая-то группа лиц совершает мошеннические действия может заставить службу комплаенс-контроля начать проверку, и дальше работа внутреннего комплаенс-контроллера уже начинает напоминать работу детектива.
Ключевым моментом для обнаружения мошенничества внутри компании является анализ индикаторов. Индикатор – это показатель, который с большой вероятностью косвенно указывает на то, происходило ли какое-то событие или происходит регулярно. Как правило индикаторы возникают на границе передачи денег, товарно-материальных ценностей, данных, и зачастую находятся в руках стороны, которая никак не замешена в мошеннических действиях внутри организации. Анализ индикаторов важная часть успешной работы комплаенс контролера.
Приведем пример из практики об успешном сочетании работы горячей линии и анализа индикаторов со стороны комплаенс-контроллера. Анонимный звонок на горячую линию заставил обратить на некую группу лиц внутри производства на спиртовом заводе. На первый взгляд все было чисто и было непонятно, в чем их обвинять.
Но по ходу расследования были обнаружены два индикатора, который помогли раскрыть мошенническую схему:
  • Поставщики сырья постоянно выставляли счета на большее количество товара, чем реально отгружалось.
  • И возникли претензии со стороны поставщиков энергии о том, что было зафиксировано неправильное подключение.
Первое объяснялось сотрудниками, что поставщики небрежны в своих счетах, но так как никаких претензий с их стороны не было, то этот вопрос никто не поднимал. От излишков потребления электричества отмахнуться было сложнее.
Итог расследование показал, что счета поставщиков верные. Часть из них была на некое ИП, которое самостоятельно и оплачивало их, не вызывая подозрений. А превышение потребления электричества было по причине, что избыточное сырье тайно обрабатывалось в ночную смену, после чего неучтенный спирт отгружался покупателям. Таким образом группа мошенников обогащалась, используя мощности предприятия.