Как построить работающую Систему комплаенс-контроля?

05012021.jpg

Этим вопросом задаются не только комплаенс-контролеры на местах, но и владельцы бизнеса. Какие элементы критически важны, а без которых вполне можно обойтись? По моему мнению существует ряд элементов при наличии которых мы можем говорить об устойчивости Системы комплаенс-контроля.
1.    Контрольные процедуры, построенные с учетом потребностей бизнеса. Да – да. Те самые тонны регламентов, которые должны соблюдаться, но зачастую даже не читаются работниками на местах.
2.    Этическая составляющая бизнеса, кодекс корпоративной этики. Документ, опрометчиво отданный в руки HR должен представлять из себя снимок того, каких работников ценит и любит эта компания и что предлагает взамен такого соответствия, иначе говоря, правила игры. Кодекс не должен быть формальным и списанным с лучших «западных образцов», это живой документ и от бизнеса к бизнесу повторяться не может.
3.    Волевое решение собственника бизнеса или первого руководителя, а в идеале обоих, неуклонно соблюдать, как этические требования, так и контрольные процедуры. Именно этот элемент скрепляет первые два пункта и без него комплаенс никогда работать не будет, в лучшем случае превращаясь в формальные процедуры.
4.    Обучение персонала комплаенс процедурам и этическим нормам, а также экзаменация прошедших обучение. Как правило, этим комплаенс служба заниматься не любит и не хочет, но пока информированность работников о вашей комплаенс системе не достигнет 100%, а уровень соблюдения не приблизится к 70% говорить о том, что мы построили комплаенс системы мы не можем. Центр Комплаенс Контроля  реализовал данную функцию через облачное приложение Analys.kz
5.    Горячая линия, поддерживающая полную анонимность обращающихся лиц. Без этого элемента мы зачастую не видим, насколько работают наши контрольные процедуры. Центр Комплаенс Контроля реализовал данную функцию через облачное приложение Hihotline.com
6.    Повышение квалификации лицами, занятыми непосредственно комплаенс-контролем.
7.    Контроль целостности Системы комплаенс-контроля — это ежегодная проверка силами службы внутреннего аудита или привлеченных внешних аудиторов. В первую очередь рассматривает вопрос эффективности контрольных процедур и их соблюдения.

При наличии этих семи элементов ваша Система комплаенс-контроля получит должную степень устойчивости и эффективности.