Антикоррупционный комплаенс

16022021.jpg

06 октября 2020 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции».

Основной упор в поправку сделан на создание в субъектах квазигосударственного сектора антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочного и этичного поведения, как сотрудников организации, так и ее контрагентов.

Система антикоррупционного комплаенса далеко не нова, в мировой практике появилась в 1977г. с принятием в США «Акта о зарубежной коррупционной практике» (Foreign Corrupt Practices Act), запретивший подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями. Закон носит экстерриториальный характер. Несмотря на, более чем солидный, стаж данного НПА, он достаточно часто нарушается, скандалы вокруг него носят как правило миллиардный характер и длительное время муссируются таблоидами.

Самыми последними на поезд «мы разрабатываем правила внедрения антикоррупционного комплаенса» успела Международная организации по стандартизации, которая в 2016г.  разработала стандарт ISO 37001 «Система менеджмента борьбы с взяточничеством».  Стандарт носит в большей мере декларативный и формальный характер, не в силу самого формата стандарта, т.к. как сам стандарт был основан на рекомендациях практиков комплаенса, а в силу цели, для которой документы ISO создаются, а именно прохождения сертификационного аудита. При этом необходимо понимать, что такое прохождение не гарантирует работу комплаенс-службы  на должном уровне, а лишь гарантирует полное выполнение организацией формальной стороны вопроса.

Но вряд ли целью внедрения в квазигосударственном  секторе комплаенса является формальная сторона, в конечном счете, в нем и так достаточно много формальных документов, которые не работают, в том числе и цельный пласт внутренних НПА, регулирующих вопросы комплаенса.  
Так что же нам нужно для построения антикоорупционного комплаенса, да еще так чтобы он работал?
1.    Формальная сторона вопроса:
А) НПА: Кодекс корпоративной этики; Положение о службе комплаенса-контроля; Политика по оповещению о нарушении законодательства, этических норм, Политика приема и дарения подарков.
Б) Наделение части сотрудников, которые не будут являться работниками комплаенс-службы, частью комплаенс функций.
В) Годичный план обучения персонала с тестированием по вышеуказанным НПА.

2.    Техническая сторона вопроса;
А) наличие горячей линии, работающей 24/7, как в режиме телефона, так и в режиме сайта.
Б) наличие технической возможности осуществлять обучение и тестирование большого количества работников. До той поры пока информированность работников о наличии комплаенс-процедур не достигнет 100%, а количество соблюдающих эти процедуры 70%, ни о какой системы антикоррупционного комплаенса мы говорить не можем.

3.    Неформальная сторона вопроса:
А) Заинтересованность высшего руководства на местах в надлежащем функционировании системы и вот тут, как раз, возникает стартовая площадка для разворачивания полноценной системы комплаенс-контроля, которая принесет пользу высшему руководству.
Б) Наличие командообразущих инициатив от службы-комплаенса.  

При наличии вышеизложенного можно говорить о том, что среда квазигосударственного сектора начнет меняться и, в перспективе, даст толчок общему изменению этических норм ведения бизнеса в Казахстане.