Антикоррупционный кейс от Всемирного банка

25022021.jpg

На прошлой неделе мы обсуждали особенности построения антикоррупционного комплаенса в Казахстане, и вот подоспел кейс от Всемирного банка, который необычайно ярко показывает насколько важна антикоррупционная составляющая для бизнеса.
24.02.2021 Всемирный банк отстранил немецкую строительную и инжиниринговую компанию, которая обслуживает нефтегазовую промышленность в течение тринадцати месяцев за мошенничество, связанное с проектом в Мьянме.
Ferrostaal Oil & Gas GmbH выступила партнером другой компании в Мьянме и агентом при подготовке заявки на заключение контракта.
Местный представитель и управляющий директор Ferrostaal Oil & Gas поручил компании-партнеру не раскрывать согласованную комиссию, которая должна быть выплачена Ferrostaal Oil & Gas при первоначальном предложении. Ferrostaal Oil & Gas не исправила это упущение в более поздних поправках к контракту.
Всемирный банк указал, что такие действия расцениваются как: «мошенничество в соответствии с руководящими принципами Группы Всемирного банка по закупкам».
Финансируемый Всемирным банком проект интегрированного управления речным бассейном Иравади с бюджетом 100 миллионов долларов США был разработан для усиления интегрированного, устойчивого к изменению климата управления и развития реки Иравади.
Ferrostaal Oil & Gas - одно из пяти операционных подразделений Ferrostaal Group, немецкой компании по оказанию промышленных услуг, которая разрабатывает проекты и предоставляет инжиниринговые, материально-технические и строительные услуги. Согласно сайту компании, в подразделении работает около 200 сотрудников по всему миру .
В течение тринадцатимесячного отстранения Ferrostaal Oil & Gas не имеет права участвовать в проектах и операциях, финансируемых Группой Всемирного банка.
Отстранение имеет право на перекрестное отстранение Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, Межамериканским банком развития и Африканским банком развития.
Кроме того, под устранение от реализации проектов Всемирного банка попали все компании группы, со списком можно ознакомиться по ссылке https://www.worldbank.org/en/projects-...rred-firms
Безусловно, комиссия, полученная Ferrostaal Oil & Gas GmbH от партнера в Мьянме во много раз меньше убытка, понесенного группой, не говоря уже о сокрушительном ударе по репутации компании.
Могла ли комплаенс служба на месте предотвратить эту ситуацию? Да, при одном условии, если руководство Ferrostaal Oil & Gas GmbH было готово следовать рекомендациям и не забывать об этической составляющей ведения бизнеса, как только на горизонте замаячили выплаты, связанные с перевыполнением плана по комиссионному вознаграждению.

Какие выводы можно сделать из этой ситуации:
1.    Антикоррупционные комплаенс, один из важных разделов системы комплаенса в организации.
2.    Как показывают кейсы последних лет, наиболее частые нарушение в этой сфере происходят по вине руководителей компаний, которые ставят личное обогащение вследствие перевыполнения плана продаж, получения комиссий и так далее, выше любых целей компании;
3.    В связи с п. 2 это означает и то, что служба комплаенса на местах уделяет недостаточное количество времени обучению первых руководителей принципам и нормативным документам комплаенса на местах и, либо никогда, либо редко, включает руководителей в тестируемые, по результатам обучения, группы;
4.    Обучение комплаенсу на местах должно описывать стратегические последствия нарушений тех или иных норм комплаенс процедур.

Берегите свои компании!