Бизнес-этика VS Антиковидные меры

06042021_сс.jpg

В феврале 2009 был опубликован доклад Джона Салливана  «Нравственный компас бизнеса: деловая этика и корпоративное управление как средства борьбы с коррупцией». В нем отмечалась эффективность именно этики в вопросах борьбы с коррупцией и отмечалось насколько с 80х годов сильно поменялись у бизнеса подходы, как важно стало строить компанию исходя из этических норм, что прибыль, как цифры в отчете больше не являются приоритетом для флагманов бизнеса, перефразировав знаменитую фразу «деньги-стали пахнуть».
И вот спустя 12 лет мир снова оказался в ситуации, при которой бизнес-этика становится трудноисполнимой, затратной и, по большому счету, не такой уж и важной статьей расходов. В дополнение к этому, появляются такие странные термины как «Новая этика».

Для начала определим термин «новая этика», что это? Этика удаленного общения, гендерная этика или новые нормы делового общения?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны с вами обратить внимание на три взаимосвязанных элемента:
1) Разнообразие, сюда относят все вопросы, касающиеся толерантности к полу, возрасту, вероисповеданию и  т.д. Если рассматривать это максимально широко, то это признание того факта, что мы все разные и имеем право такими быть.
2) Новое понимание агрессивности и давления друг на друга, все эти пришедшие в язык термины «харассмент», «газлайтинг» находятся не только в состоянии постоянного использования, но и в процессе переосмысления, в том числе и с позиций бизнес-этики. Если ваш начальник на регулярной основе обесценивает все ваши достижения на работе, не является ли это постоянным психологическим насилием по отношению к работникам? 3) Все, что связано с удаленной работой и соответствующими ей цифровыми коммуникациями.
Так вот, сочетание трех элементов, приведенных выше, и является той самой пресловутой новой этикой.

Первый и второй элементы в достаточной мере закрыты написанными до Covid-19 кодексами этического поведения, и тут я вынужден остановиться и, наверное, повторить то, о чем часто говорю во время выступлений: Кодекс этического поведения для компании - это модель общественного договора ограниченного рамками компании. Т.к. если мы на моменте приема работника не показали ему, что мы от него ожидаем; что является для нас приемлемым, а что нет, вряд ли мы можем ожидать от работника соответствия нашим ожиданиям т.к. мы предоставили ему широкое поле для трактовок своего поведения в рамках нашей компании и во что это может вылиться не знает никто.  Международные компании отлично знают, в какие репутационные и финансовые риски это выливается.

Но если рассматривать третий элемент, то мы увидим, что большинство компаний даже не задумалось об изменении своих Кодексов корпоративной этики в связи с удаленной работой, ведь фактически, что произошло: работник оказался на работе не 8 часов, а все 24. Звонки, е-мейлы, мессенджеры, видеоконференции, работодатель в попытках установить контроль над работниками, зачастую, переходит всякие границы. Дать задание в 18 00 это же нормально, работник же дома значит сможет быть более продуктивным.  Что мы видим в итоге, цифровой ошейник, который все туже сдавливает шею работника. На эти же весы можно добавить и антиковидные меры, при которых перед каждым бизнесом стоит вопрос выживания, т.к. санитарные врачи не соотносят в силу каких причин появляются деньги в обороте и считают лучшим способом борьбы с Covid-19 запретить любые контакты и закрыть целый ряд бизнес-заведений. Все это требует от бизнеса редактирования существующего Кодекса этического поведения, т.к. компания теперь должна установить новые правила, в том числе и для себя, ограничив время контактов с работниками 8 часами, потому как возникает ситуация, при которой компании явно злоупотребляют невозможностью раздавать работнику задания за пределами рабочего времени.

И это, в свою очередь, влечет за собой необходимость переработки внутренних стандартов и конечно же контрольных процедур, например, может ли работник при видеоконференции по зуму дымить при условии, что ранее компанией декларировалась нулевая терпимость к курению на рабочих местах.
Безусловно, сейчас возникает соблазн отставить любые этические нормы в стороны и сосредоточиться на продажах, однако продажа продаже рознь; компания может не заметить, как окажется в ситуации Wells Fargo крупного банковского холдинга США. История не нова и датируется 1997г., в этом году Дик Ковач, бывший глава этого холдинга, поставил задачу продавать не менее восьми банковских продуктов каждому клиенту банка.  За выполнением этой задачи тщательно следили, в результате чего сотрудники холдинга стали оформлять банковские продукты на клиентов, без ведомо последних, так в 2016 было установлено, что банком оформлено около 2млн. кредитных карт без какого-либо согласия клиентов, в результате чего холдинг был оштрафован на сумму 185 млн долларов США, а около тысячи молодых работников лишилось работы.
Но была ли тут вина молодых работников или же в гонке за продажами с одной стороны и прессингом работников с другой, компания добилась лишь того, что все этические нормы компании оказались не у дел, что тут же сказалось на финансовом и репутационном состоянии холдинга, который к настоящему моменту потерял достаточно большое количество клиентов и не воспринимается более как надежный финансовый институт.
Кстати, не так давно, мне звонил мой клиентский менеджер их обслуживающего банка, их также обязали продавать кредитные карты своим клиентам. Видимо о кейсе Wells Fargo знают далеко не все банкиры.
В целом, в век цифровизации любые отрицательные новости о компании разносятся как лесной пожар, что требует от бизнеса действий на опережение, в ряде случаев мы вряд ли можем говорить о том, что поведение, связанное с этим, является разумным, например, Goldman Sachs отказался от организации IPO для компаний, у которых в совете директоров нет женщин, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации или с небелым цветом кожи.
Так как же быть с этой новой этикой? Выдержит ли она конкуренцию с экономикой? Безусловно, текущая ситуация заставляет ряд компаний отказаться от тех высоких этических стандартов, которые они постулировали ранее, при этом необходимо понимать, что в целом бизнес сообщество является отражением текущей среды, но что важно игнорирование этических норм, в большей степени вредит компании, чем сдерживает ее от получения прибыли так, как получение прибыли вследствие обмана или злоупотребления доверием, либо использование коррупционных схем вряд ли сделает компанию успешной в долгосрочной перспективе.
Поэтому от себя рекомендую:
- пересмотреть Кодексы корпоративной этики если ваша компания перешла на удаленный формат работы;
- ни в коем случае не пускать вопросы этики на самотек и постоянно помнить о важности этической составляющей;
- учитывать изменения в связи с работой на удаленке, размещенный твит от руководителя компании будет расцениваться, как официальная позиция компании.
Берегите этическую составляющую в компаниях!